Главная » Статьи » Образование

ДЛЯ ЧЕГО ШКОЛЬНИКАМ УСЛУГИ РЕПЕТИТОРОВ?
Последние несколько лет репетиторство стало очень популярным среди школьников: причём не только в старших классах, что хоть как-то можно объяснить подготовкой к сдаче ГИА и ЕГЭ, но даже в начальной школе — в первую очередь по английскому языку. Возникает логичный вопрос: почему? Педагоги не могут дать необходимые знания во время уроков или новые образовательные стандарты такие инновационные, что объяснить ту или иную тему за 45 минут невозможно, или родители нанимают личного учителя, чтобы самим вечерами не сидеть с ребёнком, помогая делать домашние задания?
Тема меня затронула потому, что, во-первых, ещё 10 лет назад старшеклассники, те, кто хотел учиться, вполне обходились без репетиторов и сдавали экзамены самостоятельно, штудируя учебники, конспекты. О репетиторстве в начальной школе речь тогда вообще не шла. Во-вторых, попыталась ответить на вопрос: кто в нём заинтересован больше всего? В основном ведь репетиторством занимаются те же учителя, которые работают в школах, а также педагоги, ушедшие на пенсию. По словам знакомых, чьи дети занимаются с репетиторами (да и самих школьников), два часа занятий сейчас стоят 400-500 рублей. Но такие суммы не каждой семье по карману, особенно, когда школьниками являются сразу двое или трое детей.
Поскольку в нашем районе такой способ получения знаний пользуется спросом, захотелось узнать мнение самих педагогов, родителей, а также учеников, которые прибегают к услугам репетиторов.
ЛИЧНЫЙ УЧИТЕЛЬ ЛУЧШЕ?
Выпускники Тербунской школы подтвердили, что в 11-х классах с репетитором занимаются 85-90 процентов школьников. Кто-то по одному предмету, который оказывается наиболее сложным, другие — сразу по нескольким. Чаще это математика, русский язык, обществознание.
Девушка одного из 11-х классов сказала, что в неделю на оплату услуг двух репетиторов уходит 1500 рублей. По русскому языку он ей не требуется, так как учитель сильный, заинтересован вложить в детей определённые знания, знает свой предмет. А дальше считайте сами. В год получается кругленькая сумма, но родители платят, в надежде, что таким образом обеспечат своему ребёнку достойное будущее.
На мой вопрос, почему они прибегают к услугам репетиторов, учащиеся школы ответили так: если что-то не понял на уроке, то можно нагнать на индивидуальном занятии, где тебе будут объяснять ту или иную тему, пока ты поймёшь её. Кроме того, это способ «подтянуться» в учёбе, но самое главное — залог успешной сдачи ЕГЭ. В этом убеждены многие обучающиеся старших классов.
Ещё одной проблемой школьники назвали то, что не каждый учитель стремится, чтобы дети усвоили предмет, который он ведёт.
— Учитель не в состоянии объяснить что-то непонятое каждому ученику, да и бумажной работы у него столько, что времени на дополнительное закрепление темы не всегда хватает, — добавила одна из опрошенных.
Прозвучало в нашем разговоре со старшеклассниками и такое мнение.
Они говорят: ладно, мы готовимся к ЕГЭ, а вы посмотрите на учеников начальной школы, которых к образовательному учреждению подвозят на крутых иномарках, у них уже есть дорогие айфоны, кто из них вырастет?
Родители своему чаду и нанимают репетитора ещё в начальных классах, в основном по английскому языку, поскольку через несколько лет он станет обязательным предметом при сдаче ЕГЭ, как математика и русский. «Это им деньги некуда девать», — сетуют выпускницы.
Получается, всё-таки задумываются одиннадцатиклассники, что на личность маленького человека влияют многие факторы: среда, в которой они растут, какие люди их окружают и так далее.
Мнения родителей, как выяснилось, неоднозначны.
Оксана Караваева (дочь учится в 11-м классе):
— Многое зависит от способностей ребёнка. Не все же с первого раза усваивают программу, а учитель не в силах уделить время каждому в классе.
Поэтому, да, старшая дочь посещает репетиторов. Считаю, что на индивидуальном занятии педагог видит, где есть пробелы и их восполняет.
Татьяна Маликова (дочь — десятиклассница):
— В этом году мы не планируем прибегать к услугам репетитора, поскольку дочь самостоятельно справляется с учебной программой. Профильный предмет у неё — математика, основных уроков хватает, чтобы его знать. В следующем году будет видно.
МНЕНИЯ РАЗДЕЛИЛИСЬ
А что же думают педагоги?
Ольга Гулевская — заместитель директора по учебно-воспитательной работе (школа с.Вторые Тербуны):
— В нашей школе учителя-предметники дополнительно занимаются со старшеклассниками. Занятия проходят либо до уроков, либо после них 2-3 раза в неделю. Подобная форма подготовки практикуется уже давно. Поэтому все желающие могут их посещать, разбирать то, что непонятно. В том числе на дополнительных занятиях решают варианты, которые сдавали выпускники прошлого года,и те задания и демо-варианты, которые оперативно выкладываются Рособрнадзором и Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) на официальных порталах, посвящённых вопросам ЕГЭ.
Дети, естественно, бывают разные: не всегда среди них все мотивированы на то, что в связи с ужесточающимися условиями сдачи ЕГЭ нужно нести ответственность, прежде всего, самому за свой результат на экзамене, и начинать работать на своё будущее (а ближайшее будущее для выпускника — это результат ЕГЭ и профессиональное самоопределение) не в 11 классе, а намного раньше, и работать на уроке с учителем, быть сконцентрированным, запоминать максимум его объяснений. И практика последних лет показывает, что число детей мотивированных и готовых много работать, чтобы получить максимально возможный для себя результат, растёт.
Считаю, что редкий учитель не будет работать на свой результат, который напрямую спроецирован на результаты экзаменов его выпускников. И будучи ответственным и опытным профессионалом, а в большинстве случаев и родителем, у которого тоже есть ребёнок, который когда-то был или будет выпускником, педагог порой в большей степени, чем родитель и ученик, понимает всю важность и необходимость кропотливой работы именно в школе: на уроке и в дополнительное время. Поэтому учителя практикуют все возможные способы подготовки к ГИА и реагируют на все изменения, происходящие в системе сдачи ЕГЭ. Так, например, отдельно по группам и индивидуально проходят занятия с учащимися, которые решили сдавать математику базового уровня и математику профильного уровня. В учебный план для 10-11 классов введён практикум по математике, направленный на работу со сложными заданиями, с подготовкой к ЕГЭ.
Отрадно отметить, что среди моих коллег есть учителя, которые аттестованы как эксперты государственной экзаменационной комиссии и ежегодно на протяжении уже трёх лет принимают участие в проверке заданий ЕГЭ по литературе (учитель О.М. Гулевская) и математике (учитель Т.Н. Стрельникова). Дети, особенно старшеклассники, также понимают, что дополнительные занятия со своим учителем, опыт и мастерство которого подтверждены на разных уровнях (от школьного до Всероссийского), а их методика изложения учебного материала им понятна, для них ценнее и полезнее, чем занятия с малознакомым репетитором, дающим порой сомнительный результат.
Кроме того, школа сотрудничает с Елецким государственным университетом им. И.А.Бунина. В дистанционном режиме дополнительные занятия с учениками 10-11 классов проводит преподаватель университета. И обязательным условием является присутствие на занятиях работающего в классе учителя, чтобы сохранялась единая система подготовки к экзамену.
Возможности школы, потенциал педагогического коллектива мы стараемся использовать в полной мере, чтобы дети в стенах учреждения на бесплатной основе могли подготовиться к итоговой аттестации.
Елена Емельянова — классный руководитель 11 «б» класса (Тербунская школа):
— Я могу сказать, что в нашей школе проводятся и дополнительные занятия, есть элективные курсы, также образовательное учреждение сотрудничает с профильными вузами. С помощью дистанционного обучения ученики получают допзнания. То есть имеются все возможности для подготовки к итоговой аттестации. В том, что ЕГЭ не так страшен, убедилась на личном примере. Моя дочь 3 года назад окончила нашу школу с медалью, при этом я не нанимала ей ни одного репетитора. Правда, в 10-11 классах ребёнок занимался почти без отдыха, дочь посещала профильные группы по всем предметам.
Основным фактором распространения репетиторства, по моему мнению, является недостаточный контроль за детьми со стороны родителей, когда они не следят, как ребёнок выполняет домашние задания. Если он говорит, что не понял ту или иную тему, то чаще всего подразумевается, что он просто не выучил задание. Ведь учитель более строг, требователен, чем репетитор, который может одну тему объяснить ещё раз на следующем занятии (это его заработок). Об этом я постоянно говорю и на родительских собраниях.
Конечно, слабым ученикам можно походить на индивидуальные занятия, но при желании можно подтянуть предмет за несколько месяцев.
Хочу сказать, что мой нынешний класс сильный и проблем со сдачей ЕГЭ у выпускников возникнуть не должно. 21 октября дети написали пробное сочинение. Особого волнения среди них не наблюдалось.
ЕГЭ или ГИА не сложны для тех, кто к ним серьёзно готовится, думает своей головой, используя те обширные возможности, которые есть у школы.
Татьяна Седых — учитель русского языка и литературы Тербунской школы, (стаж работы 40 лет):
— В этом вопросе много составляющих. Во-первых, нежелание родителей заниматься со своими детьми, им проще учебную занятость ребёнка переложить на постороннего человека. Ещё родители боятся, что он может быть неуспешным в глазах других, стараются, если не всё, то многое решать за него. А ведь дети должны ошибаться, делать собственные выводы и таким образом развиваться. Иначе мы воспитаем антиличность. Во-вторых, стало модно иметь репетитора, показать свой достаток. Если ученик сильный, выполняет задания учителей, посещает дополнительные занятия, то репетитор ему не нужен.
ЧТО В ИТОГЕ?
Тема репетиторства оказалась многогранной. У каждого на этот счёт своё мнение. И однозначного ответа на вопрос, почему же репетиторство стало распространённым, нет. Ясно, что учителя должны добросовестно исполнять свои обязанности, а дети — хорошо учиться. Ведь если за партой будет недоросль, то информация, полученная даже от репетитора, не превратится в знания.
Категория: Образование | Добавил: luda_naidenova (30.10.2015)
Просмотров: 373 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Общие сведения
  • Газета выходит 3 раза в неделю: во вторник, четверг и субботу.
  • Объём газеты — 4 страницы.
  • Формат А3
  • Тираж - 3705 экз.
  • Индекс издания — 52627.
Контакты редакции
399540, Липецкая область, п.Тербуны, ул.Ленина, 101
(47474) 2-99-54 mayak48@list.ru
Mы в соцсетях:
Группа в соцсетях