Главная » Статьи » Культура |
САМ СЕБЕ ХУДОЖНИК
Картины Тихона Понарина удивляют и восхищают. Специального образования он не получал, это как раз тот случай, когда человек сделал себя сам. Вдали от центров культуры, загруженный повседневной работой, он находит время для любимого занятия, создавая на холстах особенный, завораживающий мир. Договорились о встрече. Понарины встретили меня настороженно. Выяснилось, что в деревне бывает немало чужаков, которые пытаются проникнуть в дом и обмануть стариков. Вот и приходится быть начеку. Когда супруги убедились, что я, действительно, из газеты, пригласили в дом. Тихон Афанасьевич и Анна Ивановна оказались замечательными собеседниками. Хозяин показывал свои работы, рассказывал об их создании, и о своей непростой судьбе. Интерес к художественному творчеству проявился еще в школе. Тогда рисовал карандашом. Учитель хвалил работы мальчика и предрекал большое будущее. Но все сложилось иначе, виной тому стала война. Тихон Афанасьеви родился в д. Островок в 1932 году и всю жизнь прожил в родной деревне. Он — ветеран труда, труженик тыла. Его детство было военным: голодным и холодным. Отца забрали на фронт, маму с тремя малолетними детьми эвакуировали в Сибирь. Тихон много работал, чтобы прокормить себя, брата и сестру, того, что удавалось заработать маме, на всех не хватало. — Зимой с младшим братом ходили в тайгу за хворостом. Однажды нас чуть не разорвал волк, чудом удалось спрятаться от голодного зверя. Когда с едой было совсем плохо, приходилось просить милостыню, — вспоминает мужчина. После войны легче не стало. Средств уехать на родину не было. Только в 1949 году семья вернулась в Островок. Глава семейства пришел с войны, где потерял руку, и поехал за близкими в Сибирь. До войны отец Тихона был каменщиком, в непростое послевоенное время его профессия была очень востребована. С папой мальчик нанимался на работу, тем самым обучился строительному делу, но любимое занятие не бросал никогда. Вместе с отцом ездили в город, где покупали обучающие книги по рисованию. Самостоятельно учился рисовать сначала на бумаге, потом на холстах. На картинах Тихона Понарина изображены горы и реки, восходы и закаты, зимние и осенние пейзажи, животные и люди. Как и великий русский поэт Александр Пушкин, он любит осень. Почему? Потому что это время года наполнено яркими красками: желтеющие листья берез, зеленые ели, пурпурные листья клена, бордовые гроздья рябины. Любимый художник — Иван Шишкин, русский художник-пейзажист. Копию с картины «Рожь» Тихон Афанасьевич переписывал несколько месяцев. Даже человеку, искушенному изобразительным искусством, трудно отличить ее от подлинника. Отойти от картины сразу невозможно: тихий, погожий день, величаво раскинулась нива спелых хлебов. И среди золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали сосны-великаны. Почему копировал именно эту картину? Потому что сумел осмыслить те подробности, которые предлагает художник зрителю. Сумел показать величественную красоту русского поля, передать настроение воссоединения с природой. Рассматривая работу, в какой-то момент кажется, что ощущаешь запах цветов, проникающий через тишину, переданную зрителю художником. Хочется пройти по дороге, ведущей вглубь хлебов, чтобы посмотреть — а что там?! Тихон Афанасьевич счастлив в браке. В июле супруги отметили 60-летие совместной жизни. Анна Ивановна всегда положительно относилась к увлечению мужа и с удовольствием приобретала кисти и краски. В их доме, который глава семейства построил сам, стены украшены картинами, написанными его руками. Во всю стену в спальне — копия картины Виктора Васнецова «Иван царевич на сером волке». Несмотря на то, что хочется остановиться на каждом фрагменте работы: красочном убранстве персонажей, внушительном грозном животном, непроходимой чаще, — полотно рождает стремительное движение. Как будто на бегу выхватываешь мчащихся персонажей, стремительно удаляющихся от погони: с глубины картины несется волк, развеваются длинные волосы Елены, где-то позади, летит красочно украшенный меч царевича. — Лицо Ивана спокойное и решительное, как и лицо его прекрасной спутницы, которая полностью доверилась своему мужественному спасителю. Примечательная фигура — волк. Первое, что бросается в глаза — это устрашающие размеры животного, но он не вызывает чувство страха, напротив, его облик — неутомимого спасителя и помощника, — комментирует картину Тихон Афанасьевич. Известная картина Васнецова «Три богатыря», переписанная нашим земляком, украшает стену в прихожей. Все свои работы Тихон Понарин писал в 60-70 годы, когда, как говорит он сам, был моложе. На вопрос — не жалеет ли, что не стал профессиональным художником, ответил, что для него рисование — просто хобби, огромное желание творить. — Когда прикасаешься к холсту, представляешь себе тот мир, который собираешься изобразить, представляешь себя там, внутри картины, отвлекаешься от повседневных забот и отдыхаешь душой. Мне нравится писать картины, делаю это с душой, и только поэтому они получаются красочными, душевными, — делится собеседник. У Понариных трое детей, пятеро внуков и восемь правнуков. Большая семья часто собирается в родительском доме. Внук Сергей, как и дед, хорошо рисует, окончил художественный ВУЗ, но рисованием не занимается. В 2016 году фото картины Тихона Понарина «Эх, дороги» местный библиотекарь отправила на Всероссийский конкурс, проходивший в формате «Таланты России» в столице. В номинации «Изобразительное искусство» работа заняла первое место. Состояние души художника — это и состояние зрителя. Разница в одном: он творит красоту, а зритель созерцает ее и наслаждается. Галина НОСОВА. Фото автора. | |
Просмотров: 796 | |
Всего комментариев: 0 | |