Главная » Статьи » Культура |
НЕ ЗАБЫВАЯ О ПРОШЛОМ СВОЕГО СЕЛА
В ноябре учащиеся 9 класса школы села Вислая Поляна — Елизавета Шаталова и Роман Болгов приняли участие во Всероссийских чтениях юных туристов-краеведов «Моё Отечество». Они и школьник из Ельца, как победители регионального этапа, представили область на всероссийском мероприятии, проходившем в Москве на базе Федерального центра юношеского туризма и краеведения, где участвовали более 120 школьников из 28 субъектов России. На днях удалось лично пообщаться с победителями из нашего района. Они подробно рассказали о результатах своих исследований. Так, Лиза презентовала членам жюри итоги исследования о традиционных плясках жителей села Вислая Поляна. Три года назад в нашем селе проходил фестиваль традиционной культуры, — говорит девушка. — Я заинтересовалась этим вопросом. Стала расспрашивать старожил села, бабушек, любивших в молодости плясать. К тому же мама моя тоже большая любительница. Захотелось узнать о видах плясок. Выяснилось, в Вислой Поляне их было 4: «матаня» (или «матанья», как её называли тогдашние наши плясуньи), «круговая», «колчак» и «подгорная». Основные их составляющие — мелодия, текст частушек, правила исполнения. Именно по музыке можно было узнать, какая исполняется пляска. Заслышав мелодию — запевали частушки. В нашем селе, уточняет Лиза, не говорили петь частушку, а говорили «тачать». К примеру, в «матане» несколько пар образовывали круг. Та пара, которая становилась ближе всех к гармонисту, запевала частушку первой. Следующая составляющая пляски — дроби. Елизавета задорно продемонстрировала различные их виды. Проведённое исследование помогло понять, почему пляски, как часть сельской культуры, постепенно исчезли. Тому несколько причин: давление массовой культуры, переселение деревенской молодёжи в города, мало стало гармонистов в сёлах. Может, в широком распространении традиционные пляски среди вислополянцев уже не исполняются, но девушка научила отбивать дроби своих подруг, даже несколько мальчишек. Часто на перемене они становятся в круг и, не удивляйтесь, начинают плясать. Она является участницей всех школьных и культурных мероприятий, проводимых в селе, активная, общительная, улыбчивая. Приятно, что современные подростки интересуются краеведением, знакомятся с прошлым своего села, исследуют исторические факты разных лет. Победу однокласснику девушки, Роману, принесли чули собственного производства. Около двух лет назад на экскурсии в школьном музее среди экспонатов он заметил чуни (хотя вислополянцы называли их по-своему — «чули»). Ему стало интересно, как делали эту крестьянскую обувь, какие приспособления и материалы для этого использовались, практичны ли они, не мёрзли ли у людей ноги? На эти и другие вопросы Роме помогли ответить старожилы, Анна Ивановна Шаталова и Анатолий Иванович Глотов. Лишь они в селе вспомнили, как плели чули. Далее Роман взял колодку в музее, раздобыл свайку (приспособление для плетения чулей), купил бельевую верёвку, хотя в те времена использовали конопляную верёвку (сейчас выращивание конопли запрещено законом). Последний этап плетения — подвирка (уплотнение подошвы). Обувь эта была недолговечна, носилась две-три недели, но умельцы могли сплести пару всего за вечер. Узнав тонкости плетения обуви, Роман сам сплёл чули на детскую ногу. — А зимой тоже жители ходили в чулях? — полюбопытствовала у собеседника. — Да. Носили их обычно с «ону́чами» — длинными полосками ткани, которые, как портянки, наматывали на ногу от стопы до колена. Летом использовали онучи из грубого холста, а зимой ещё и шерстяные. И те и другие самостоятельно изготавливали на ткацком стане, а шерстяные ещё обязательно «валяли», то есть сильно тёрли, отчего шерсть становилась очень плотной. Ногу, обёрнутую онучей, обували в чулю. К заднику крепилась «обо́рка», которую крест-накрест обвивали по голени и завязывали. Зимой поверх шерстяной онучи мотали замашную, что давало дополнительное тепло, и к холсту меньше прилипал снег. К тому же стирать и сушить их было легче. Носили самодельную обувь с конца XIX до середины XX века, пока не появилась более прочная, фабричная. Роман Болгов увлекается футболом, волейболом, баскетболом, посещает школьные секции по этим видам спорта. Говорит, что окончательно с будущей профессией не определился, но интерес к истории, в том числе своей родины, возрос, поэтому рассматривает поступление на исторический факультет. Результат исследования — технология плетения традиционной крестьянской обуви — был внесён в региональный каталог объектов культурного наследия. На протяжении десяти лет ученики школы участвуют в краеведческих чтениях и каждый год занимают призовые места. И в этом немалая заслуга учителя истории, руководителя школьного музея, Надежды Васильевны Глотовой. Знать историю своей малой родины — значит любить её. И чем больше мы узнаем о прошлом своего села, тем трепетнее будет наше отношение к его самобытности, традициям, культуре. Два года назад в школе началась работа над созданием словаря диалектных и малоупотребительных слов села Вислая Поляна. Постепенно он пополняется и сейчас в нём насчитывается 1500 слов, хотя вначале их было всего 90. В этом помогают и исследовательские работы учащихся. | |
Просмотров: 790 | |
Всего комментариев: 0 | |