Главная » Статьи » Главное |
ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ КИНОИСКУССТВА
Президент Владимир Путин объявил 2016 год Годом кино в России. Этапы данного проекта довольно содержательны и призваны повысить уровень кинематографа как в России, так и на международном уровне. В связи с этим разработан план проведения мероприятий. К примеру, модернизация киностудий. Продвижение киноискусства в регионы. Кинотеатры в малых городах будет дотировать Фонд кино с целью модернизации, а они, в свою очередь, будут обязаны в течение трех лет пускать в прокат российские фильмы количеством не менее половины от общего числа показываемых фильмов. Планируется также повысить число российских фильмов в прокате на 20 процентов в начавшемся году. — При исполнении всех обязательств польза будет как для кинематографического сообщества, так и для отечественной системы кинопроката, — считает министр культуры РФ Владимир Мединский. Кино — относительно молодой вид искусства. Тем не менее у него уже есть своя история, в том числе и у российского. На российский кинематограф свой отпечаток наложили суровые нравы и характерные черты определенных политических периодов. Впрочем, это не помешало появлению ярких звезд и талантливых кинорежиссеров. В конце 19-го — начале 20-го века короткометражные фильмы, которые снимались в России, были в основном посвящены жизни монаршей семьи, к тому же подвергались цензуре. В появившихся кинотеатрах транслировались иностранные фильмы, популярные в ту эпоху. Первым российским фильмом считается картина «Понизовая вольница» («Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Режиссером выступил Владимир Ромашков, а сценаристом — Василий Гончаров. Руководство и финансирование фильма осуществлял предприниматель Александр Дранков. Как удалось пропустить сквозь цензуру тему про вольного казака Степана Разина, история умалчивает. Картина, естественно, прошла «чистку». Фильм «Стенька Разин» был немым и имел продолжительность около 6 минут. Но зрелище для того времени грандиозное, в «батальных» сценах были заняты около сотни артистов театров, и зрители шли в кинотеатр на премьеру потоком. К 1910 году российский кинематограф обрел свое лицо. Появилось достаточно много фильмов в различных жанрах — детектив, мелодрама, историческая и военная тематика. Появились первые кинозвезды — Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. Первым фильмом ужасов считается «Вий» (1909 г.), немой художественный короткометражный фильм Василия Гончарова. До наших дней, к сожалению, не сохранился. Следующий период развития пришелся на годы революции и гражданской войны. Пролетарское искусство сложно назвать высокохудожественным, тем не менее оно вызывало интерес даже за рубежом. Одно из ярких русских имен, которое вошло в историю мирового кинематографа — Сергей Эйзенштейн, автор фильмов «Броненосец Потемкин» (1925) и «Октябрь» (1927). Идеология мировой революции вызывала тогда живой интерес у мировой общественности. Период 30-40-х годов был неоднозначным. С одной стороны, жесткая сталинская цензура, героическая и патриотическая тематика, идеологический подтекст. С другой стороны, яркие комедии и новые звезды, такие, как актриса Любовь Орлова, режиссер Григорий Александров. Фильмы, вышедшие в то время, в мире были практически неизвестны. Играл роль «железный занавес» и негативное восприятие жизни в России в западных странах. Но советские люди свое кино очень любили. Кинотеатры пользовались популярностью и часто были заполнены до отказа. Яркие имена в мире российского кинематографа в 60-80-х годах — режиссеры Андрей Тарковский, Сергей Параджанов, Кира Муратова. Известные фильмы — «Солярис», «Два бойца», «Летят журавли», «Весна на Заречной улице» и многие другие. Хотелось бы назвать и Леонида Гайдая, снявшего свои культовые комедии: «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Кавказская пленница» (1966). Кстати, в этом году у картины юбилей — 50 лет, «Бриллиантовая рука» (1968 год). Недаром советские фильмы транслируют по телевидению во время праздничных выходных. Они полюбились не одному поколению зрителей, крылатые фразы из них цитируются, актеров знают поименно. Еще одно имя, которое нельзя не вспомнить, Эльдар Рязанов. Это режиссер «Иронии судьбы, или С легким паром!», фильма, который вот уже сорок лет мы ежегодно смотрим в преддверии Нового года. А «Берегись автомобиля», «Служебный роман», «Жестокий романс», список можно продолжать… Почему зрители смотрят их из раза в раз. Может, причина в том, что в них рассказывалось о жизни простых людей в разных ее ипостасях, высмеивались человеческие слабости и пороки — трусость, лень, жадность, хитрость. А может, был точным выбор актеров. Уверена, что миллионы россиян десятки раз смотрели «Девчата», «Любовь и голуби», «Белые росы», «Джентльмены удачи»… А помните, как были переполнены сельские клубы, когда там стали показывать кино?! А как взахлеб, почти не моргая, смотрели фильмы, пусть и с некачественным переводом, по видеомагнитофону. Сейчас технологии, что называется, скакнули далеко вперед. «Видик» считается чуть ли ни раритетом. В эпоху перестройки фильмы отличались провокационностью, порой излишним негативизмом. Многие критики и сегодня склоняются к мысли, что история российского кинематографа далеко не закончена. В русском кино продолжается поиск стиля и самобытности. На сегодняшний день развитие информационных технологий воздвигнуло кино на совершенно иной уровень. Зрители уже привыкли смотреть фильмы в специальных очках, чтобы изображение было объемным, человек мог ощутить себя одним из героев. По данным на 1 января 2015 года, в России насчитывалось 3829 коммерческих кинозалов в 1187 кинотеатрах (среднее число экранов на кинокомплекс — 3,2). Переход на цифровые технологии кинопоказа в минувшем году почти завершился: в 96% коммерческих российских кинозалов (3694 экрана) установлено цифровое оборудование. В стране насчитывается 37 кинозалов IMAX, 30 залов с эффектами движения (20 D-Box и 10 4DX), а также 61 зал с премиальными форматами звука (49 Dolby Atmos и 12 Barco Auro). Сейчас в год снимается множество кинолент, но не все, по моему мнению, стоит смотреть. Однако сказать, что среди российских режиссеров нет тех, которые заставят задуматься, пересмотреть свои взгляды на жизнь, некоторые поступки, тоже нельзя. Кино, как и литература, музыка отражает процессы, настроения, происходящие в обществе, или то, что может произойти. Недавно посмотрела фильм Андрея Звягинцева «Левиафан» (2014).Это «история библейского Иова на материале современной России». По итогам 67-го Каннского фестиваля Звягинцев получил приз за лучший сценарий фильма. Что можно сказать: его тяжело смотреть, но верится в каждое слово. Оказывается, жизнь одной обычной семьи может разрушить мэр, считающий себя всесильным на своей земле. И знаете, если происходящее правда, то это беспокоит. Вспомнился «маленький» человек Гоголя, который спустя десятки лет все также беспомощен и никому не нужен со своими проблемами. Хотя у вас может сложиться другое впечатление, когда посмотрите этот фильм. И вообще хотелось бы, чтобы зрители фильтровали то, что смотрят, чтобы киноленты оставляли какой-то след в душе. Поэтому в Год кино давайте отдадим предпочтение умным, «глубоким» картинам! | |
Просмотров: 727 | |
Всего комментариев: 0 | |