На прошлой неделе в ООО «Борковский» пришло приятное известие. Указом Президента Российской Федерации механизатору этого сельхозпредприятия Владимиру КАРПОВУ присвоено звание «Заслуженный работник сельского хозяйства РФ». Одному из нашей области». Об этом рассказал руководитель хозяйства Михаил Разинков.
Конечно же, с фотокором Анатолием Сафоновым поспешили в мастерские, где полным ходом идет подготовка техники к весенним полевым работам. Без труда нашли Владимира Ивановича, и, как выяснилось, он еще не знал ни про Указ Президента, ни про высокое звание. По всему было видно, растерялся. Часто на страницах «Маяка» мелькает его имя, его достижения: гектары вспаханной и закультивированной почвы, а за ними стоит человек. Человек удивительно скромный, на редкость работоспособный и талантливый, влюбленный в свою профессию и в свой родной край.
Он появился на свет в большой крестьянской семье, родители воспитывали 5 дочерей и 4 сыновей. В таких семьях дети, как правило, не вырастают белоручками. Мать работала дояркой, отец — механизатором. Трудились, как и большинство деревенских жителей, от зари до зари. Ребятишки оставались дома. Старшие присматривали за младшими, управлялись по хозяйству, после окончания школы каждый выбрал в жизни свою тропу.
Владимир пошел по стопам отца. В разговоре признался, учиться не очень любил, в отличниках не ходил, но загорались глаза, и пела душа, когда отец разрешал помочь в ремонте трактора, повозиться с ключами, гайками, уж очень хотелось научиться управлять «железным конем». По сей день помнит, как впервые дернул рычаги ДТ-75, и он медленно сдвинулся с места. Будучи подростком, уже точно знал, что станет механизатором, никакая другая профессия его не прельщала, как и не манил город. Друзья и родственники твердили, что в селе делать нечего, что у него нет будущего. Отслужив срочную, вернулся в родные пенаты, чтобы доказать, что будущее есть и у города, и у деревни. И до сих пор твердо уверен, важно, не где живешь, а как? И ведь доказал. Судя по всему, на жизнь не жалуется, работа по душе, в коллективе уважают и ценят, обращаются за помощью.
Трудовую биографию начал в Казинке. При совхозе окончил школу механизаторов, хотя по большому счету ему и учиться-то не надо было. На тот момент он уже знал и устройство сельхозмашин, по звуку мотора мог определить неисправность и устранить ее. Но необходимо было удостоверение на право управлять техникой. Он его получил. Около шести лет бороздил совхозные поля, потом перешел работать в ПМК тоже трактористом.
Мы сидим в комнатушке, где по утрам бригадир проводит планерку. Здесь тепло, чисто и уютно. Сюда заходят механизаторы, занятые на ремонте техники. Узнав, что коллега удостоен почетного звания, советуют написать о нем побольше да поинтереснее. Один рассказал, как Владимир Иванович двое суток не выходил из трактора, культивировал поле, чтобы своевременно завершить сев ранних зерновых культур. Другой, что он не только механизатор, но и рационализатор. Видимо, не зря руководитель хозяйства назвал его изобретателем. Михаил Григорьевич пояснил, что благодаря его новшествам удается не только ускорять темпы полевых работ, улучшать качество продукции, но и экономить средства. Экономия эта исчисляется сотнями тысяч рублей.
Задаю собеседнику вопрос:
— Владимир Иванович, из ПМК вы уходили работать в ДРСУ, что повело туда?
— Наверное, молодость и любовь. Встретил свою будущую жену Галину. Она работала в этой организации, кстати, и до сей поры занимает должность главного бухгалтера. Чтобы быть поближе к ней, я и дал деру в ДРСУ. Лет пять на погрузчике работал.
— А потом?
— Началась перестройка, сокращения, увольнения, невыплата зарплаты. Надо было подыскивать другое место работы. Случайно встретил Ивана Хроменкова, он помнил меня еще по работе в Казинке, а на тот момент был главным агрономом в «Борковском». С его благословления пришел сюда. И никогда не забуду, какой мне достался трактор!
— Какой же?
— Назывался ДТ-75. Но от него были только рама, кабина и одна гусеница. Два дня просидел в этом «дилижансе» и не знал, что делать. Потом пошел к главному инженеру и начал просить недостающие узлы и детали: двигатель, бортовую, гусеницу, короче, к весне мой «железный конь» встал в борозду. С этого и началась работа в хозяйстве.
— Как вам приходит в голову изменить конструкцию сельхозмашин, прицепного инвентаря? Ведь над их созданием работали профессионалы. А вы сами признались, что в отличниках не ходили.
— Здесь все просто. Конструкторы разрабатывают типовую сельхозмашину, а работать на ней приходиться в разных климатических зонах, на различных почвах. К примеру, что хорошо на суглинках или песчаниках, не очень подходит для чернозема. В процессе работы понимаешь, как можно изменить конструкцию, чтобы увеличить скорость или глубину вспашки, вроде добавишь мелочь, а эффект ощутимый.
— Импортную технику тоже будете «до ума доводить»?
— С 2008 года работаю на тракторе «Джон Дир». Надежный, производительный, комфортабельные условия для работы. Конечно, можно и до него докопаться, найти изъяны, но мечтаю, чтобы такой же надежной была отечественная сельхозтехника.
В «Борковском» работают замечательные механизаторы, победители областных конкурсов трудового соперничества, награжденные правительственными наградами. На слуху и имя Владимира Карпова, он также бьет рекорды на подготовке почвы и на севе. Его портрет был на районной Доске почета, теперь он — «Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации». Более двадцати лет он шел к этому почетному званию.
Наверное, утомила собеседника вопросами. Он не выдержал и сказал:
— Что же вы меня все пытаете? Ведь вы же про меня уже писали.
— О! Когда это было? Лет семнадцать назад. То, что писала, помню, а как называлась статья, забыла.
— А я помню. Название было пророческим: «Пришелся ко двору». Дольше, чем в Борках, нигде не работал, признаюсь, мне нравится село, коллектив, люди, хотя живу в Тербунах. По первости добирался на работу на своем тракторе, теперь пересел на «легковушку».
— Владимир Иванович, последний вопрос: бегство в ДРСУ было оправданным?
— Если имеете в виду, как сложилась моя семейная жизнь, то можно с уверенностью сказать: «да». У меня надежный тыл. С Галиной вырастили сына и двух дочерей. Владимир не пошел по моим стопам, служит в органах внутренних дел в Воронеже. Наталья по образованию учитель, но занимается бизнесом там же. Лена, как мама, стала бухгалтером и работает по специальности в автошколе ДОСААФ в Тербунах. Но греет душу, что они не равнодушны к технике. Особенно младшая. Она с детства проводила много времени со мной, помогала в ремонте техники, научилась управлять трактором, водить автомобиль. Галина тоже им не уступает. Я пропадаю на работе, а в разгар полевой страды почти не бываю дома. Вспахать приусадебный участок не нахожу времени, так она мотоблок освоила… — Семья — это тыл, работа — залог стабильности, а самая большая радость — внуки. Их у нас трое.
Черту под разговором подвел главный инженер хозяйства Сергей Зуев:
— Наверное, он уже на многие вопросы ответил. А я скажу коротко — это трудоголик. Он может найти работу даже тогда, когда ее просто нет. Урожай убран, техника отремонтирована, и механизаторы стараются отдохнуть. А он что-то придумывает, переделывает, конструирует. Это замечательный человек, мастер своего дела, и почетного звания удостоен по заслугам.
Евгения РЯЗАНЦЕВА. |