У каждого человека в жизни есть свое предназначение, ради которого мы приходим в этот мир. Из больших свершений, малых повседневных дел, поисков и решений по кирпичику растет здание жизни. У кого-то получается небольшая «избушка», кто-то «возводит» дворцы… Есть люди, у которых выходит так: большое, светлое, уютное строение, окруженное зеленым парком, детскими и спортивными площадками, благоухающее цветами, ежедневно наполненное голосами ребят и взрослых. Здание это — школа, которую знают не только в районе, в области, но и за их пределами. Школа — это не только стены и интерьер, это, прежде всего, отношения детей, педагогов, родителей. Без малого 37 лет выстраивает эти отношения человек, которому мы хотим сегодня посвятить рассказ. С предельным вниманием относится он к проблемам каждого «жителя» школьного дома — от первоклассника до взрослого, умудренного опытом педагога. Просто он знает, что маленьких проблем в школе не бывает, важны все, и отмахнуться от них нельзя, иначе перестанут доверять. Такова жизненная позиция этого человека. Таким он пришел в школу с.Вторые Тербуны 28 лет назад и ни разу не изменил своим убеждениям. И не потому, что это место работы, которую он ценит и которой дорожит. Просто школа для него стала образом жизни, состоянием души. Речь идет о нашем директоре, педагоге, наставнике, заслуженном учителе Российской Федерации — Александре Ивановиче ПОНАРЬИНЕ. Что такое 28 лет на посту директора одной из старейших и лучших в области школ? Это история, которую невозможно вместить в рамки одной публикации. Это 28 выпусков и выпускных балов, 28 первосентябрьских линеек и майских последних звонков. Это сотни детских судеб, к становлению которых Александр Иванович имел непосредственное отношение. Это целая жизнь, наполненная удачами, проблемами, победами. Для многих из нас он не только руководитель. Для коллег он стал учителем и наставником. Александр Иванович иногда шутит, что свой коллектив вырастил сам. В какой-то степени это правда, ведь для некоторых он был еще и школьным учителем. Успехи коллектива — его заслуга. За этим — его труд, беспокойное сердце, неравнодушное отношение к судьбе каждого учителя и ученика. Безусловно, школа и в далекие 80-е годы была на хорошем счету в Тербунском районе. В ее копилке — участие в распространении известного в педагогике липецкого опыта. И все же нет сомнения, что с 1989 года история учебного заведения стала развиваться в новом русле. Молодой и энергичный, Александр Иванович не боялся экспериментировать. Нас, педагогов, он научил не бояться новаций, жить и работать в постоянном стремлении к развитию, ибо стагнация (застой) приводит коллектив к профессиональной деградации. При этом он с уважением относился к уже сложившимся в школе традициям, не только укреплял их, но и закладывал новые. Именно при Александре Понарьине в школьной среде стало развиваться ученическое самоуправление, так востребованное в настоящее время. Это был прорыв в воспитании и обучении конца 80-начале 90-х гг XX века. С его легкой руки ежегодным образовательным событием стал конкурс «Ученик года». Первому победителю состязания молодой директор, находясь в Москве на Всероссийском съезде-совещании учителей, не побоялся подписать в подарок книгу у заместителя министра образования страны. Александр Иванович стоял у истоков зарождения и оформления школьного историко-краеведческого музея. При нем появилась школьная Стена Славы с имена выпускников-медалистов, а в учебных кабинетах — краеведческие уголки. Он внес преобразования и в школьный интерьер, в классах появилось новое оборудование. Это сейчас интерактивные доски, компьютеры, документ-камеры, мультимедийные комплексы никого не удивляют, поскольку стали естественным наполнением учебной деятельности ученика и профессиональной среды учителя. Однако в конце 80-х, когда Александр Иванович начинал свой директорский путь, огромное уважение среди учащихся он снискал тем, что в школьной жизни появились видеомагнитофоны, телевизоры, музыкальные центры, видеокамеры, которые не хранились на полках, а ежедневно использовались в учебном и воспитательном процессе. С первых дней пребывания на руководящем посту директор дал понять, что оставаться в тени — удел слабых, коллектив должен быть передовым, идти в ногу со временем. С тех пор в истории школы села Вторые Тербуны, которая, кстати, написана и издана под его руководством, появилось много интересных и важных страниц, связанных с экспериментальной и инновационной деятельностью. Вот некоторые из них: 1990-1995 гг. — школа — республиканская экспериментальная площадка по апробированию государственного базисного учебного плана; 2001-2005 гг. — экспериментальная площадка федерального уровня по совершенствованию структуры и содержания общего образования; с 2009-2012 гг. — на базе школы практически работают две региональных экспериментальных площадки, а на сегодняшний день региональных инновационных площадок, созданных в школе, уже четыре. Эксперименты, прожитые коллективом, не просто укрепили его профессионально, но сделали школу одним из ведущих инновационных образовательных учреждений Тербунского района и Липецкой области. Это неоднократно подтверждено победами в профессиональных конкурсах на региональном и Всероссийском уровнях. В первые ноябрьские дни Александр Иванович Понарьин отмечает свой юбилей. Мы знаем, он не любит афишировать такие даты, создавать шумиху вокруг своего имени. Но знаем мы и другое: каждый день, без выходных и праздников, он живет школой, дышит ею, в этом — его ПРИЗВАНИЕ. Призвание человека, ставшего для нас, его коллег, мерилом педагогической профессии. С огромным уважением, признательностью и любовью, коллектив школы села Вторые Тербуны. |