Незамысловатое название придумали Людмила и Роман Жулькины своему производственному кооперативу — «Единый». Может, потому, что он единственный в районе занимается копчением рыбы, а может, потому, что объединяет семью, ведь членами кооператива стали близкие родственники.
Родители Романа Галина Васильевна и Геннадий Николаевич как во время перестройки занялись предпринимательством, так и по сей день остаются в малом бизнесе в сфере торговли промышленными товарами. Они не возражали, чтобы сын выбрал свой путь в бизнесе, научился азам предпринимательства и нашел дело по душе.
После окончания школы пошел учиться в профессиональное училище, получил профессию повар-бухгалтер,отдал долг Родине. После армии начались поиски своего места под солнцем.
Роман — общительный, открытый, доброжелательный и рассудительный. В бизнес ведет тернистый путь, и далеко не каждый преодолевает препятствия, но, судя по настроению, молодой предприниматель оптимистичен.
Свое дело нашел через увлечение рыбалкой. Будучи мальчишкой, ловил рыбу, солил ее и продавал. Таким образом зарабатывал на карманные расходы. Когда начали сдавать пруды в аренду, Роман тоже загорелся, в надежде развести много рыбы.
Теперь честно признался, что молод был, не все просчитал. Не предполагал, что придется объяснять местному населению подождать с рыбалкой пока рыба подрастет. Далеко не все это понимали, а окончательного раздора помогла избежать хищная рыба — щука, которая водилась в арендованном пруду. Она благополучно съела запущенного в водоем малька карпа. Эта была первая неудача в бизнесе, но она не разочаровала, а подтолкнула к новым поискам. Роман решил: если уж не получилось развести рыбу, так можно попробовать покупать ее оптом в рыбохотхозяйствах и продавать в розницу. Несколько лет это был основной вид деятельности. Работенка не из легких: летом жарко — продукция может испортиться, зимой холодно — руки отмерзают на морозе и комбинезон превращается в ледяной скафандр.
Бросал и снова возвращался к торговле. К тому времени успел обзавестись семьей, считает, что повезло с женой. Людмила стала его единомышленницей. Вместе думали, как открыть свой бизнес, но уже в другой сфере. Хотели наладить выпуск тротуарной плитки или построить мини-пивоварню, но идея оборудовать коптильный цех для рыбы пришла обоим как-то неожиданно, за нее и уцепились.
Не откладывая задумку в долгий ящик, сходили в администрацию, получили консультацию, как зарегистрировать кооператив, какие нужны документы, есть ли поддержка на этот вид деятельности.
— Людмила, долго пришлось заниматься регистрацией кооператива?
— Для этого мне пришлось уволиться с работы, причем моя профессия далека от той, чем сейчас занимаемся. По образованию я педагог, работала воспитателем в детском саду в райцентре. Но очень хотелось поддержать Романа, поэтому взвалила на себя всю бумажную волокиту. Наверное, собрать пакет документов, было самым сложным. На это нам потребовался почти год. Взяли кредит больше миллиона в областном некоммерческом фонде поддержки малого бизнеса. На эти средства закупили оборудование: шкафы для копчения и вяления рыбы, холодильное оборудование, помещение арендуем.
В разговор вступил Роман.
— Наверное, идея заняться производством копченой рыбы не была случайной, ведь я знаю где, ее можно купить оптом. Налажен контакт с рыбохотхозяйствами, где выращивают живую рыбу, с оптовыми складами, торгующими морской. Так что, бери рыбку и копти, большую и маленькую, речную и морскую.
— Вы недавно получили первую партию продукции, изготовленную собственноручно на новом оборудовании. Как оцениваете первый результат?
— Очень переживали. Но, слава Богу, получилось. Первая партия ушла нарасхват, вяленую забрали у нас оптом. Пока планируем по четвергам и субботам торговать копченой и вяленой рыбой на рынке, выезжать на областные ярмарки. Мы в начале пути, трудно загадывать. Но в одном уверен точно: при производстве копченостей мы не будем использовать химические средства для придания вкуса, запаха. Хотя предложения от производителей «химии» уже настойчиво поступают.
— Чем будете обходиться?
— Ольховой щепой и обычной солью. Может, вид нашей скумбрии и побледнее, не такой блестящий, как предлагают в торговых сетях, но вкус замечательный, и для здоровья не вредно ни взрослым, ни детям.
— Делаете ставку на экологически чистую продукцию?
— Насколько это возможно. Если начнем «химичить», можем прогореть. А у нас далеко идущие планы. Думаю, не стоит о них пока говорить.
— Вы взяли большой кредит в фонде поддержки, а обещанную субсидию получили?
— Нам вернули 130 тысяч рублей. Не густо, но мы и не делаем ставку на поддержку государства, в первую очередь, надо рассчитывать на свои силы, это придает уверенности и побуждает к действию. А если государство поможет, то грех отказываться.
— Людмила, не сожалеете, что оставииа основную профессию?
— Знаете, лучше сделать, а потом жалеть, чем не сделать и всю жизнь думать, «а вдруг бы получилось». Пока мне интересно. Согласитесь, все новое увлекает, а когда в бизнесе вся семья, это сближает, объединяет. Не зря же мы назвали кооператив «Единым».
— Бизнес отнимает много времени?
— Как и любая другая работа. Но мы находим свободные часы, чтобы навестить родителей, сходить на службу в храм, я люблю посидеть с книгой, а Рома любит музыку, играет на гармошке младшему сыну Димке на радость. Он так выплясывает…
— А старший?
— Он уже большой, ему 11 лет. Уже охотно помогает мужу, даже на ярмарках бывает. Мы не возражаем, пусть ищет свою тропинку, как искали ее мы.
— Последний вопрос: Роман, вы будете только коптить и вялить рыбу, а от торговли живой отказываетесь?
— Совсем наоборот. Собираемся увеличить объемы. И не беда, что зимой руки мерзнут, летом солнце печет. Не зря же говорят: «Без труда не вытянешь рыбку из пруда».
Пожелала Людмиле и Роману удачи в их бизнесе. Здорово, если бы их кооператив подтолкнул молодых к поиску своих точек приложения сил.
Евгения РЯЗАНЦЕВА. |